Воскресенье, 19.05.2024, 18:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Январь » 31 » История китайской клавиатуры. часть 2. пишущие ма�
22:31
 

История китайской клавиатуры. часть 2. пишущие ма�

12 окт, 2010 в 11:59 PM

Julia Dreyzis
В прошлый раз я рассказывала об изобретении книгопечатания в Китае. Так вот, китайские пишущие машинки XX века были мало похожи на европейские и по сути почти не отличались от вращающихся касс Ван Чжэня, разве что процесс печати стал немного более автоматизированным.


Сборка пишущей машинки в лагере для интернированных японцев в Вайоминге

Две самые первые машинки для печати иероглифов появились на заре XX века. Одна была изобретена в Чайна-тауне Сан-Франциско неизвестным китайским энтузиастом, а другая — в Китае американским миссионером по фамилии Шеффилд. Обе они были устроены похожим образом: банк из 5000 литер с иероглифами располагался внутри огромного лотка машинки, откуда отдельные литеры извлекались для печати. Иероглифы были расположены в лотке не беспорядочно, а распределены по ключам (повторяющимся значимым элементам, о которых шла речь в первом посте Китайской грамоты). Разница была лишь в том, что у машинки Шеффилда лоток имел круглую форму. Несмотря на очевидное сходство между аппаратами, заимствовавшими идею первопечатника Ван Чжэня, машинку Шеффилда немедленно окрестили «гениальной», а ее китайский аналог подвергли в газетах безжалостному высмеиванию. Журналисты писали, что производимый ей лязг и жуткие вопли машинистов сравнимы разве что с буйством в котельной.


Карикатура на первую китайскую пишущую машинку в San Francisco Examiner

Всего через каких-то десять лет патент на изобретение новой модели китайской печатной машинки получил в США молодой студент Нью-Йоркского Университета Ци Сюань. Он потратил несколько лет, чтобы придумать более удобную систему расположения иероглифов в лотке. По его замыслу, это должно было значительно облегчить поиск нужного знака. Однако печать первого официального документа — послания генконсула Китая в Нью-Йорке советнику посольства в Вашингтоне — заняла на новой машинке два часа. И это при том, что сам текст содержал всего сотню символов!

За двадцать лет в США была выдана почти дюжина патентов изобретателям новых моделей печатных машинок. Но ни один из них не мог предложить ничего радикально нового — все занимались просто перетасовыванием иероглифов в лотке. Так что вплоть до 70-х годов несчастным машинистам приходилось работать с машинками-монстрами вроде такой:


Печатная машинка фирмы «Шуангэ», 1947 год (принцип действия придуман японцем Киота Сугимото в 1915 году)

Основной ее элемент — банк иероглифов, находящихся на чернильной подушке. Над иероглифами закреплена механическая система: рукоятка, «лапка» для захвата и бобина с листом бумаги. Весь механизм вместе с бобиной вслед за рукояткой способен перемещаться влево, вправо, вперёд и назад за счет усилия машиниста. Чтобы набрать текст, машинист долго ищет с лупой нужный иероглиф, помещает над ним систему и нажатием на ручку приводит в действие «лапку», которая хватает иероглиф и на ходу, разворачивая, отпечатывает его на листе бумаги. При этом бобина с листом немного проворачивается, предоставляя место для следующего символа.



Разумеется, процесс печати на таком агрегате выходил крайне медленным — опытный оператор мог набирать не более 11 иероглифов в минуту.

Поскольку все нужные иероглифы все равно не помещались одновременно в метровой ширины лоток, более редкие ждали своей очереди в коробке рядом с аппаратом (вот он снова, вездесущий Ван Чжэнь!). Вместо того чтобы в самый неподходящий момент искать их с лупой, машинисты предпочитали вписывать редкие значки от руки. Даже в 60-е годы в продвинутом Гонконге позволить себе машинку и специально обученного машиниста могла далеко не каждая контора.

Но вот в разгар войны, в 1946 году, известный писатель и филолог Линь Юйтан предложил принципиально новую модель пишущей машинки.




Электромеханическая печатная машинка Линь Юйтана, 1946 г.

В отличие от габаритных предшественниц, новая машинка была ничуть не больше своих латинских аналогов, да и клавиш на ней было немного. Дело в том, что клавиши соответствовали не иероглифам, а их составным частям. Для набора нужно было нажать две клавиши, одна из которых задавала верх, а другая — низ знака.

В центре устройства находился «волшебный глаз»: когда машинист нажимал комбинацию клавиш, в «глазе» появлялся слегка увеличенный вариант иероглифа. Чтобы подтвердить выбор, нужно было нажать дополнительный функциональный ключ из ряда внизу. Строчки печатались сверху вниз и справа налево — именно так писался традиционно китайский текст.

При наличии всего 64 основных клавиш такая машинка легко могла обеспечить набор 90,000 знаков и скорость 50 знаков в минуту!

Хотя Линь Юйтан умудрился получить на свое изобретение патент в США, в массы оно так и не пошло. Неудивительно, ведь производство одного такого аппарата стоило на тот момент порядка 120,000 долларов. К тому же в день, когда была назначена презентация для компании «Ремингтон», машинка отказалась работать — даже волшебный глаз не помог. Идею Линь Юйтана благополучно отложили до лучших времен.


Статья о машинке Линь Юйтана в журнале Popular Science

Машинке Гао Чжуцина, работавшего для IBM, повезло ничуть не больше. Его аппарат был электромеханической моделью, способной набирать почти 6000 знаков при наличии всего 43 клавиш. К сожалению, компания IBM так и не смогла найти рынка сбыта для его детища, и про аппарат Гао на время забыли.


Машинка фирмы IBM, 40-е годы

В течение последующих двух десятилетий изобретатели в КНР, США, Европе и на Тайване продолжили разработку всё более сложных и коммерчески более популярных моделей китайских печатных машинок. К началу 70-х их устройство стало настолько продвинутым, что граница между электрическими печатными машинками и ранними китайскими компьютерами начала размываться. Однако позволить их себе могли далеко не все, и до появления полноценных компьютеров приходилось по-прежнему корпеть над метровыми лотками «Шуангэ».

А в континентальном Китае инженеры разрабатывали машинку с возможностью рукописного ввода, скорость набора на которой должна была многократно возрасти за счет использования ранних форм предиктивных текстовых систем. Первая подобная машинка с электронным пером была создана совместно с писателем Гань Ицином (Цзянь Эрцином) из Гонконга.

Тайваньский инженер по имени Е Чжэньхой (и поныне здравствующий в Кремниевой долине) использовал свой опыт проектирования китайской печатной машинки для разработки аппарата, который произвел настоящую революцию в издании газет на Тайване. Господин Е до сих настаивает на том, что его устройство стало первым текстовым процессором в мире, поскольку состояло из клавиатуры, встроенного компьютера для простейшего редактирования текста и электрического печатного устройства. Его конкурентами стали двое британских изобретателей из Кембриджа, предложившие компании Cable & Wireless свою разработку:


Печатная машинка компании Cable & Wireless

Чтобы соревноваться с первыми персональными компьютерами, машинки вскоре обзавелись запоминающими устройствами и жидкокристаллическими дисплеями. Удивительно, что при этом базовый принцип организации иероглифов на полотне так и не поменялся, вопреки усилиям Линь Юйтана и других энтузиастов. Однако в эру широкого распространения компьютеров его идея о разложении иероглифов на составные части обрела новую жизнь. Именно она легла в основу структурных методов ввода китайских иероглифов с клавиатуры, о которых пойдет речь в следующей серии :)

История китайской клавиатуры. Часть 3. Структурные методы набора

(В статье использованы изображения с сайтов blog.modernmechanix.com, timpanogos.wordpress.com, thechinesetypewriter.wordpress.com и en.wikipedia.org.)



Юля Дрейзис,
руководитель группы лексикографических описаний китайского языка
Просмотров: 5182 | Добавил: acivando | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0