Воскресенье, 19.05.2024, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Январь » 30 » История китая
02:27
 

История китая

Китай Дальний Восток

История Китая История Китая

Истоки китайской цивилизации. Мифы. Ранние мифы повествуют о временах, предшествовавших периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои – просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси – проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход ритуала женитьбы и обряда посвящения также приписывается Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня). Ему приписывают такие нововведения, как мотыга и плуг, положившие начало обработке земли, а также рынок для проведения торговых операций. Третьим таким героем является Хуанди, или Желтый император (также Бог Августа). С его именем связывают такие новшества, как лук и стрелы, колодец для воды, дом, глиняные изделия, повозка, ступка и пестик, лодка и весло, предметы одежды и обувь, музыкальные инструменты, календарь и способы прорицания. Имеются также сведения, что столица Желтого императора располагалась где-то на территории нынешней Внутренней Монголии и что он отражал набеги кочевых племен.

Археология. Археологические находки показывают, что самым древним из известных предков китайцев является синантроп, или «пекинский человек», живший в среднем плейстоцене (ок. 400 тыс. лет назад). Его останки были найдены в пещере Чжоукоудянь в 40 км к юго-востоку от Пекина. Вероятно, синантроп пришел с северо-востока. Вокруг скелетов древнего человека лежали различные мелкие безделушки. Обитателям поселения были известны методы окрашивания. На одной из костей имеется гравировка. Другие палеолитические находки были обнаружены ближе к внешним границам современного Китая.

Довольно много данных было получено относительно трех культур: первая и самая значительная – северная, которая охватывала бльшую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина на севере Маньчжурии; вторая – западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани; наконец, третья – южная культура на территории современного Гуанси-Чжуанского автономного района. Развитие по меньшей мере первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен.

Отсутствие древних археологических находок в центральных районах Китая, возможно, является случайностью или объясняется недостаточностью систематических археологических исследований. Однако общая картина, которую можно составить на основе изучения других ранних культур в соседних с Китаем странах, не противоречит тому, о чем повествуют древние мифы. Изучение древних китайских традиций указывает на возможность существования в приграничных зонах Китая нескольких культур, слияние которых стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации.

Выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (III–II тысячелетия до н.э., названа по месту первых находок в провинции Хэнань). Размещение поселений этой культуры свидетельствует о том, что люди обитали на территории, простирающейся от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние – ближе к периферии. Характерной чертой культуры Яншао является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись керамических изделий имеют сходство с некоторыми образцами, обнаруженными на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство находок в Яншао с керамикой, обнаруженной в древнейшем центре изготовления керамических изделий – долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики народом майя, а значительно позже – индейцами пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные инструменты и оружие, а также возделывание риса.

Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита, Луншань, получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры имеются и в других районах провинции Шаньдун, а кроме того – в провинциях Хэнань и Аньхой. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но особое внимание привлекают фрагменты тонкостенной (иногда толщиной с яичную скорлупу) чернолаковой посуды. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие города, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, наподобие существующей в настоящее время в домах Северного Китая. От Луншаньской культуры древний Китай унаследовал использование для гадания лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, которые считаются предшественниками китайской письменности.


Поздние мифы. Многие герои упомянуты в книге Шуцзин (Книга истории) – древнем сборнике речей и других исторических материалов. Император Яо, сфера влияния которого простиралась от Шаньси к югу и востоку, обычно изображается в образе правителя – духовного наставника, религиозные представления которого были связаны с толкованием звезд. Со времени Яо занятия астрономией и составлением календарей в Китае были исключительной привилегией императорского двора.

На востоке Яо столкнулся с правителем по имени Шунь, которого в мифах называли восточным варваром, явившимся из «страны гончаров». Это могло означать, что Шунь был преемником луншаньской цивилизации. По сравнению с Яо он, по-видимому, обладал большой светской властью, во всяком случае Яо в конечном счете пришлось ему подчиниться. Эта передача полномочий была истолкована как отречение правителя в пользу более достойного преемника, что позднее использовалось в политической истории Китая как прецедент в ситуациях перехода власти.

Владычество Шуня оказалось недолгим: от «отрекся» от власти в пользу Великого Юя, пользовавшегося славой «укротителя наводнений». О личности Юя было сложено множество легенд. По преданию, в период заселения китайцами Северо-Китайской равнины часто происходили наводнения, поэтому для борьбы с ними использовался массовый принудительный труд.

ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ

Династия Ся. Юй традиционно считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 до н.э. по 1557 до н.э., по другой хронологии – с 1989 до н.э. до 1756 до н.э. Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы и охватило всю восточную часть Северного Китая.

Всей полнотой светской власти, по-видимому, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовном владыке-правителе, они выступали в роли феодальных князей – хранителей трона, т.е. выполняли те же функции, что и сёгуны в Японии. Императоры династии Ся, по-видимому, были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход.

Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники-императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что отразилось на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.

Династия Шан-Инь. В соответствии с двумя независимыми источниками насчитывается 30 правителей династии Шан-Инь, однако даты их правления не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан-Инь приходится на 18 в. до н.э. и завершается в 12 в. до н.э. Другой источник указывает, соответственно, на начало 16 в. до н.э. и середину 11 в. до н.э.

После того как Ли – правитель государства Шан-Инь – сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Охотничьи племена Шан, по всей вероятности, пришли из северных районов Центрального Китая. Для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля («Она») определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало.

Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть современного Китая. Центр ее располагался в Хэнани, на западе она включала по меньшей мере центральные и южные части современных провинций Шаньси и Шэньси, на юге занимала территорию провинции Хубэй до самой р.Янцзы, а может быть, и южнее. Наконец, на востоке она распространялась на южную часть провинции Хэбэй, бльшую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю.

История династии Шан-Инь подтверждена целой серией археологических данных. В конце 19 в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания по рисунку трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для культуры Луншань, однако в Шанский период эта практика применялась весьма широко. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем – содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием).


Династия Чжоу. Племена чжоу, которые нанесли поражение Шанскому государству, создали свою империю не позднее последнего столетия шанского правления. Эта империя располагалась вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в обстановке, которая предполагала проведение ирригационных работ.

Общественный строй государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений потребовало усиления контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры.

Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому талантливых чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем.

Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс «рыцарей», состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в эпоху Чжоу китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе; представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Со временем слово «рыцарь» стало означать «ученый». Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы.

На нижней ступени социальной лестницы находился «народ», т.е. крестьяне. Помимо производства продуктов питания крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различных волокон для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Сельскохозяйственные орудия и предметы домашнего обихода также изготавливались крестьянами и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Хотя производство предметов роскоши и торговля ими процветали и ранее, на период Чжоу, судя по немногим уцелевшим образцам, приходится расцвет этого ремесленного искусства.

Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали набеги на северо-западные районы. Меры по укреплению обороны, военные экспедиции и кампании ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Такая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781–771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого контингента населения на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ близ города Сиань) и убили императора.

Империя Чжоу не смогла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань (поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний – Восточным Чжоу). В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она продолжала существовать до 256 до н.э.


Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей на востоке и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу.

Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень экономического развития в разных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу с феодалами за власть и собственные интересы.

Параллельно изменениям в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы разной площади. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы.

Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На съездах обсуждались проблемы общегосударственного значения и принимались решения об организации карательных экспедиций. Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение «главного князя», что признавалось и императором и прочими князьями. Однако между княжествами все чаще вспыхивали войны, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы.

Из литературных памятников Западного Чжоу сохранились три произведения, позднее включенные в число конфуцианских канонов. Хотя, возможно, они «пострадали» от рук последующих издателей, в них все же ощущаются дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу. Ицзин (Книга перемен) – сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое.

Шуцзин (Книга истории), частично составленная в эпоху раннего Чжоу, включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Шицзин (Книга поэзии, или Книга песен) – сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В этот сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни.

Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости.

Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция «дао» оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством.

Другая школа, моизм, основанная Мо-цзы (Мо-ди, ок. 479 – ок. 400 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-цзы, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба.

Системой, в которой традиции и дух перемен слились в единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (ок. 551–479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Это заявление особенно справедливо в том смысле, что он проявил исключительный дар в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам.

В эпоху позднего Чжоу конфуцианство еще не занимало доминирующего положения в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех. В соперничестве за преобладающие позиции далеко вперед вырвалось самое западное княжество – Цинь. В 256 до н.э. с императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.

ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ПЕРВАЯ ФАЗА

Наследие, оставленное Китаю династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой каналами, обеспечивали орошение основных районов страны. Общество приобрело определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался авторитетом, а чиновник – неограниченными полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое, Китай – как «центр Поднебесной», у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх.

Объединение страны под эгидой династии Цинь (221–207 до н.э.). Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой мерой стало официальное уничтожение остатков феодальной системы. В число других мер входило создание единой транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине р.Вэйхэ. Были унифицированы денежная система и экономика в целом, опиравшаяся тогда преимущественно на производство сельскохозяйственной продукции. Были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. При Цинь Шихуанди была унифицированы китайская письменность, судебная и идеологическая системы. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления.

Труды представителей других философских школ, в том числе исторические, а также многие выдающиеся классические произведения искусства были сожжены. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью.

Несмотря на эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более 10 лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания и Китай вступил в период ожесточенных и разорительных внутренних войн.



Династия Хань (202 до н.э. – 220 н.э.). Ранняя, или Западная, Хань (202 до н.э. – 25 н.э.). В административном плане империя Западная Хань напоминала империю Цинь. Существовало два типа регионов. Одни находились в прямом подчинении государственных административных органов, подразделялись на префектуры и управлялись назначенными центральной властью чиновниками. Другие представляли собой мелкие феодальные княжества, правители которых избирались из состава членов императорской семьи или из среды тех, кто помог императору династии Хань в его борьбе за трон. Это частичное возвращение к прошлому стало причиной политической нестабильности. Восстания в отдельных княжествах чуть не привели к краху династии всего через два поколения после ее прихода к власти.

После консолидации ханьская администрация стала представлять собой впечатляющий образец правления. Самого императора, возглавлявшего пирамиду власти, ханьские историки часто именовали «государством». Все руководящие указания объявлялись исходящими от императора. Император был единственным законодателем и верховным судьей, а также считался верховным жрецом при проведении религиозных церемоний, затрагивающих империю в целом или вопросы престолонаследия. При императоре существовали два руководящих органа, состоявшие из высших чиновников (императорский кабинет). В первый входили т.н. «три герцога»: имперский канцлер, имперский секретарь, или вице-канцлер, и верховный военачальник. Канцелярии этих трех высших должностных лиц являлись главными в трех областях управления: гражданской, надзорной и военной. Второй руководящий орган состоял из девяти министров и носил четко выраженный исполнительный характер.



Экспансия империи Хань. Внутренние войны, которые привели к установлению власти династии Цинь, а затем династии Хань, в значительной степени снизили экономический и культурный потенциал страны. Поэтому первые правители династии Хань были озабочены проблемой восстановления единства страны. Все изменилось после восшествия на престол императора У-ди (140–87 до н.э.). У-ди восстановил и усилил правительственные монополии и право государства осуществлять контроль над ценами, ограничив деятельность класса финансистов, явился инициатором агрессивного внешнеполитического курса, в результате которого традиционные северные враги Китая, племена народности сюнну (гунны), лишились значительной части своей территории. Форпосты императорской власти были воздвигнуты в отдаленных районах Центральной Азии и на южном направлении в глубине Аннама (название, данное китайскими императорами территории современного северного и частично центрального Вьетнама). У-ди предоставил конфуцианцам право определять официальную идеологию и обязательные правила поведения, изгнав из Императорской Академии представителей всех других философских школ и лишив последних влияния на результаты императорских экзаменов на замещение должностей. Последующие поколения правителей закрепили начинания, инициатором которых был У-ди, и в середине 1 в. до н.э. китайская империя вступила в период расцвета.

Ван Ман. История династии Хань прерывается периодом, когда верховную власть в стране захватил узурпатор Ван Ман (9–23 н.э.). К тому времени власть центрального правительства столкнулась с жесткой оппозицией со стороны крупных семейств, опиравшихся не только на земельные владения и финансовую мощь, но и сохранившие под своим началом собственные армии. Ван Ман попытался противопоставить им ряд контрмер, нацеленных на подрыв экономического влияния оппозиции. Однако реформаторские меры Ван Мана не встретили поддержки даже со стороны лояльных официальных должностных лиц. Более того, Ван Ман вызвал недовольство своих сторонников из числа знатных семейств, а также крестьянского населения. Прорыв плотин на р.Хуанхэ вызвал целый ряд восстаний и бунтов. Некоторые из них вовлекли в свою орбиту крестьян, в других приняли участие крупные семейства, к третьим примкнули местные военачальники. Ван Ман был свергнут без особого труда, но для восстановления относительного порядка в стране потребовалось целое десятилетие. Наконец, на трон был возведен один из представителей крупных семейств, имевший дальнюю родственную связь с бывшим императорским домом. Под именем Гуану он стал императором династии Поздняя, или Восточная, Хань (названной в связи с переносом столицы империи из Чанъаня, недалеко от нынешнего города Сиань на восток в город Лоян).

Поздняя, или Восточная, Хань (25–220 н.э.). Правление династии Восточная Хань характеризовалось значительно большей самостоятельностью регионов. Однако даже в этих ограниченных рамках возродившаяся центральная власть смогла не только воссоздать стабильную систему управления, но и раздвинуть границы империи в юго-западном, северо-восточном и особенно северо-западном направлениях. Китайские владения в «западных регионах», завоеванные в результате ряда блестяще проведенных военных кампаний, вышли далеко за пределы территорий, которыми владела империя Западная Хань.

В этот период во властных структурах при императорском дворе особо важную роль играли три группы. Поскольку родственники царствующей особы по закону не могли занимать высшие государственные должности, последние были заполнены представителями более низкого семейного клана, т.е. клана жены императора или супруга императрицы. Случались времена, когда ключевые посты в администрации и командные позиции в армии почти целиком оказывались в монопольном владении родственников или друзей императриц. Вторую по значимости группу во властной структуре императорского двора составляли дворцовые евнухи, которые благодаря приближенности к императору обладали весьма значительной властью. Третья группа состояла из столичных ученых-конфуцианцев, утверждавших, что именно они являются единственными носителями совершенной теории и потому правомочны определять правильный курс в политике и государственном управлении. Междоусобная борьба между этими тремя группами иногда была очень дорогостоящей и кровавой. Неоднократно уничтожались целые кланы супруги (супруга) царствующей особы, и на место уничтоженного приходил другой клан. Иногда истреблялись евнухи. Но самую высокую цену пришлось заплатить конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения. В этих условиях, при обострении внутриполитической борьбы за власть, последние императоры династии Хань в значительной степени утратили свое главенствующее положение. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута в результате многочисленных мятежей провинциальных военачальников.


Политический раскол в послеханьский период. С 220 н.э. на территории Китая, за исключением коротких промежутков времени, одновременно существовало несколько государств, и в стране наступил период раскола. Начало этому периоду положила т.н. эпоха «Троецарствия». Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали царство Шу в бассейне верхнего течения р.Янцзы на западе и юго-западе Китая и царство У, с центром в долине нижнего течения р.Янцзы. Личности, противостоявшие друг другу в этом триумвирате, были описаны в китайском фольклоре. Одним из них был полководец Цао, основавший государство Вэй (220–265 н.э.) в Лояне. Его проницательность и хитрость особо подчеркивались в более поздних художественных произведениях. На современной китайской театральной сцене он изображается как тонкий и умелый организатор политических интриг, а также как любитель наслаждений.

Одним из тех, кто сумел поднять авторитет западного царства Шу (221–264 н.э.), был Гуань Юй, позднее вошедший в китайский пантеон в образе бога войны. На театральной сцене он изображается в белой маске, которая символизирует преданность и доброту. Второй герой царства Шу – Чжугэ Лян был великим ученым и военным стратегом. Благодаря его таланту третьему герою, императору Лю Бэю, и последующим правителям удалось сохранить царство Шу.

Царство У (222–280 н.э.) крепло и приобретало авторитет постепенно. Численность его населения росла за счет миграции с севера. Этот поток достиг апогея, когда захватчики – «варвары» волна за волной стали вторгаться в северные глубинные районы Китая. Преемники царства Вэй – правители династии Цзинь (265–420 н.э.) под натиском этих нашествий не удержались у власти. В течение долгого времени в северной части Китая существовал целый ряд царств и империй, образованных различными лидерами-некитайцами. Среди них были представители тунгусских племен, тюрков, гуннов и тибетцев. Китайская культура на севере страны находилась буквально на грани выживания.

Из числа многочисленных соперничавших между собой династий того периода самой заметной была династия, основанная семейным кланом под названием «тоба» и, возможно, имеющим тунгусское происхождение. Лидеры этой династии, которую иногда именуют Тоба-Вэй, или Северная Вэй, 386–557 н.э. (чтобы не путать ее с династией, правившей более ранним государством Вэй в эпоху Троецарствия), понимали, что удержать власть они могут, лишь сотрудничая с китайцами. Двойственная культура, возникшая на этой базе, стала образцом для последующих династий, которые создавались завоевателями.

Представители нетитулованной знати в государстве Тоба-Вэй прошли долгий путь приобщения к китайской культуре и овладения искусством управления. Более того, они получили известность как покровители искусств, при них были сооружены знаменитые пещерные храмы (в Юньгане, на севере провинции Шаньси, недалеко от Датуна, где первоначально размещалась столица Тоба, а затем, после переноса столицы в Лоян, – в скалах Лунмынь на берегу р.Ихэ). Оба эти храма являются прекрасными свидетельствами внедрения и постепенной ассимиляции буддийского искусства, представленного греко-индийской школой скульптуры Гандхара. Со временем династия Тоба-Вэй стала слабеть из-за неповиновения степных племен. Однако ей удалось сохранить свое династическое правление значительно дольше других завоевателей. Последние не могли удержаться у власти дольше одного-двух поколений. На юге страны в долине р.Янцзы неустойчивые династии быстро сменяли друг друга. Наплыв китайских мигрантов с севера оказал существенное влияние на развитие региона. Южный Китай стал опережать северный в экономической, политической и культурной областях. Бльшая часть южных династий в интеллектуальном и культурном планах находилась под сильным воздействием буддизма.

ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ВТОРАЯ ФАЗА

Династия Суй (581–618 н.э.). В 581 н.э. основатель династии Суй завоевал остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи юг страны. Эта династия создала такую управленческую систему, которая оказалась способной обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил р.Хуанхэ и другие речные системы Севера с реками Хуайхэ, Янцзы и с южными провинциями. Система экзаменов, использовавшаяся для отбора чиновничества, в Суйский период достигла совершенства.

Однако дорогостоящие и неудачные завоевательные походы привели к истощению. Расточительство легло дополнительным бременем на экономику. Правители династии Суй не смогли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.


Династия Тан (618–907 н.э.). С приходом к власти в 618 н.э. династии Тан начался один из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии – Гаоцзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю.

Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.

В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, приобрела в Китае немало последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии.

Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие сами проявляли творческие способности.

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни. Наиболее значимым достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, которая в конечном счете порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.

Вместе с тем первым танским императорам не удалось установить полный контроль над армией. Сильные императоры еще пользовались лояльностью военачальников, однако ослабление трона позволило приграничным сатрапам распространить военную власть на местную гражданскую администрацию. В 755 н.э. один из командующих, согдиец по происхождению, почти уничтожил императорскую династию. Это был Ань Лушань, положивший конец правлению императора Сюаньцзуна и нанесший серьезный урон престижу императорской власти. В стране началась длительная гражданская война, и в целях восстановления династии императорам пришлось опираться на войсковых командиров, а также на наемные войска, состоявшие из иностранцев преимущественно тюркского происхождения.

Изменение политического климата совпало с переменами в административной системе, которые часто рассматриваются как важная эпоха в истории Китая. Города, бывшие прежде административными центрами, превратились в арену деятельности растущего класса буржуазии, который завоевал экономические позиции в результате расширения производства и торговли. Попытки двора сохранить контроль хотя бы над внешней торговлей путем создания в главных торговых портах инспекционных контор, обслуживаемых евнухами, потерпели неудачу. Частные торговцы быстро научились обходить или даже прибирать к рукам эти учреждения.

Позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса стали восстания и мятежи, которые в конечном счете привели к крушению династии Тан. Одним из них, охватившим обширную территорию и получившим наибольшую известность, было восстание под руководством Хуан Чао, который во второй половине 9 в. провозгласил себя императором и разграбил торговый город Кантон, уничтожив при этом более 100 тыс. обосновавшихся в нем арабов. Один из местных военачальников убил танского императора (это событие обычно относят к 906 н.э.), принудил наследника отречься от престола и основал новую династию – Лян. Последняя, как и несколько последующих династий, правила страной недолго, в течение т.н. периода «Пяти династий», когда число военных группировок, претендовавших на трон, доходило до 20.


Династия Северная Сун (960–1127 н.э.). Когда основатель сунской династии Тайцзу вновь восстановил единство империи, ему пришлось не только принять меры для ликвидации беспорядков, но и взяться за решение проблем, оставшихся нерешенными в период правления династии Тан. Границы державы в сунскую эпоху значительно сузились. Две иностранные империи, образовавшиеся к тому времени, оккупировали часть китайской территории, и у китайцев не было сил противостоять захватчикам. Первой из этих империй было государство Ляо, основанное тунгусским племенем киданей (китаев). Империя Ляо включила в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю Монголию и северную часть современных китайских провинций Хэбэй и Шаньси, в том числе города Пекин и Датун. Другим государством было Ся Западное (империя Си-Ся), образованное тангутами, которые заселили земли вдоль северо-западной границы. Военные экспедиции Китая против этих двух империй оказались неудачными, и в результате Китай был вынужден подписать с ними соглашения, включавшие ряд унизительных статей, в том числе выплату ежегодной дани. На протяжении всего периода правления династии Сун Китай никогда не претендовал на свои бывшие владения в Центральной Азии. Не вернул Китай и некогда принадлежавшие ему земли в пределах современных провинций Юньнань, Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные в танскую эпоху тайским народом наньчжао, а также владения в Аннаме, находившиеся в собственности Китая на протяжении тысячи лет.

Судьба династии Тан показала опасность использования правительственной армии. Поэтому Суны держали все армейские формирования под строжайшим контролем центра и старались использовать военных как можно реже, порой даже в ущерб национальной гордости.

Тенденция к централизации прослеживается во всех политических деяниях в период Сунской империи. Деспотия была превращена в систему и оформлена организационно, хотя сунские императоры редко прибегали к использованию своих конституционно узаконенных полномочий. Параллельно принимались меры по стимулированию прогресса в области политической теории. Еще в танскую эпоху в литературных и философских кругах набирало силу движение, выступавшее против либеральных конфуцианских школ прошлого и против тех элементов буддизма, которые противоречили идее централизованной власти. Основатель этого движения Хань Юй (768–824) в свое время не получил признания со стороны конфуцианцев, но в начальный период династии Сун его школа возродилась. Чжоу Дунь-и (1017–1073), Чэн И (1033–1107) и в более поздний период сунской эпохи Чжу Си (1130–1200) были в числе основателей и хранителей неоконфуцианства. Все последующие династии восприняли неоконфуцианство в качестве основополагающего учения.

Инициатор экономических реформ Ван Аньши (1021–1086) был исключительно энергичным человеком. Предлагавшиеся им меры включали централизацию всей торговли и транспорта, государственные ссуды крестьянам, введение новой системы налогообложения и замену армии наемников народным ополчением. Эти реформы он проводил вопреки противодействию консервативной части чиновников-конфуцианцев, которые в конечном счете все-таки одержали верх.



Династия Южная Сун (1127–1279). Начало 12 в. ознаменовалось очередным политическим кризисом. В этот период северное государство Ляо было покорено империей Цзинь, основанной северо-восточными племенами – чжурчжэнями. Завоеватели хлынули на территорию Северо-Китайской равнины и в 1127 оккупировали столицу Сунской империи город Кайфын, взяли в плен императора Циньцзуна и его отца Хэйцзуна. Сунский императорский двор перебрался в новую столицу (нынешний город Ханчжоу) к югу от р.Янцзы. Приграничные войны, а иногда военные кампании более крупного масштаба оставались главной проблемой империи Южная Сун в течение всего периода ее существования.

Вполне вероятно, что лишь из-за недоверия к собственным военачальникам Суны не смогли вернуть утраченные земли. Среди генералов сунской армии того времени было несколько полководцев, прежде всего генерал Юэ Фэй, которые отличались энергией и стратегическими талантами. Однако императорский двор предпочел пойти на подписание мирного соглашения с Цзинями и отозвал свои войска с полей сражений.

Юэ Фэя по ложному обвинению в государственной измене заключили в тюрьму, а затем отравили. Императорский двор династии Южная Сун отказался прислушаться и к советам представителей философско-политического течения прагматистов, идеи которых основывались на стремлении отвоевать Север.

Многие из сунских императоров собрали ценнейшие коллекции. Некоторые из них, включая императора Хэйцзуна, сами были талантливыми художниками. Литературные творения эпохи Сун сравнимы с шедеврами эпохи Тан. Это был период т.н. классических песен, которые слагались в виде стихов с различной длиной строки, с исключительно сложным ритмическим рисунком и рифмой, в отличие от строго выдержанных в определенном размере стихов танского периода.

Монгольская династия Юань (1271–1368). Сунская династия завершила свое правление с приходом монголов, вождь которых Чингисхан к тому времени осуществил успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана – Хубилай присоединил Китай к владениям империи монголов и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы рассматривали Китай преимущественно в качестве объекта эксплуатации, почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели в стране новую иерархию, в которой все высшие посты были заняты самими монголами. На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы использовали на высших административных должностях. Рангом ниже стояли китайцы-северяне, земли которых были отвоеваны у империи Цзинь. Наконец, низшую и самую презираемую группу составляли китайцы-южане, бывшие подданные Сунской империи.

Попытки монголов завоевать Японию и о.Ява закончились неудачей, но с территории Китая совершались различные дальние военные экспедиции. Внешняя торговля, получившая значительное развитие уже в сунскую эпоху, в этот период достигла нового расцвета.

На материке монголам удалось вернуть все территории, утраченные Китаем в сунскую эпоху, и даже присоединить земли, прежде никогда не принадлежавшие китайцам. Монголы покорили китайское государство Наньчжао на территории современной провинции Юньнань. Завоевание Тибета было осуществлено без особых военных усилий, и тибетские монахи стали играть значительную роль в культурной и политической жизни столицы.

В этот период на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже оказывали им поддержку.

Из стратегических соображений монголы основали свою столицу на месте нынешнего Пекина. Затем они обратились к старой китайской идее соединения столицы с более преуспевающими в экономическом отношении регионами при помощи Великого канала. Таким образом, долина нижнего течения р.Янцзы сохранила свое положение главного экономического центра, а вместе с тем и главного источника богатств и талантов.

Династия Мин (1368–1644). В ходе восстаний, происходивших в завершающий период монгольского правления, богатые китайские семьи стремились вернуть себе утраченные позиции. Чжу Юаньчжан, ставший основателем Минской династии, не был представителем шэньши и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался создать. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. Даже должность канцлера – главного политического советника императора при всех китайских династиях – не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание ударами палки высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало обычной практикой. Известны случаи, когда чучело казненного чиновника вешали в кабинете его преемника.

Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Однако вскоре правителей стала привлекать роскошь дворцовой жизни, и власть оказалась в руках евнухов. Время от времени между чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань.

Попытки усилить действенность тех конфуцианских концепций, которые подчеркивали необходимость уважения человеческого достоинства и независимость творческой индивидуальности, делались еще в сунский период. В минскую эпоху их продолжил один из величайших китайских философов Ван Янмин (Ван Шоужэнь, 1472–1529). В конце правления династии Мин конфуцианское учение вновь вернуло себе жизненность и силу. Фигуры величайших представителей конфуцианской философии, которым удалось сохранить свое влияние при династиях Мин и Цин, продлили конфуцианству жизнь еще на 300 лет.

Со временем Минам удалось восстановить власть империи над большей частью своих бывших территорий на северо-западе. Получили дальнейшее развитие и внешнеторговые связи. При поддержке двора китайские торговые суда достигали даже берегов Африки. Первые императоры минской династии пытались держать контроль над внешней торговлей в своих руках, что было и доходным, и престижным делом, однако частные торговые предприятия вскоре стали успешно конкурировать с государственными. Большие группы китайских поселенцев высаживались на острова Юго-Восточной Азии и устраивали там китайские колонии. Такие не связанные с сельскохозяйственным производством сектора экономики, как горное дело и металлургия, также получили значительное развитие.

Вскоре у северо-восточных границ Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней Нурхаци в 1616 объявил себя ханом и основал династию Цзинь («Золотая»). Таким образом была создана маньчжурская империя, которая была типичной приграничной империей, однако Нурхаци в гораздо большей степени использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил черты, присущие войскам степных народов, сочетались с китайскими методами жесткого управления и контроля. Какое-то время все его внимание занимали приграничные войны, а отдельные походы более крупного масштаба успешно отражались минскими войсками. Поэтому почти случайно маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого, несмотря на попытки отдельных минских князей опереться на дух патриотизма, исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные отпрыски минской династии удерживали свои позиции, в конечном счете оказались в руках захватчиков. Преемник Нурхаци Абахай в 1636 провозгласил себя императором, а маньчжурскую династию переименовал в Цин («Светлая»).



Маньчжурская династия (Цин) (1644–1912). Династия, образованная маньчжурами, с точки зрения государственного устройства была более китайской, чем все другие династии, прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли абсолютно все китайские традиции управления. Династия Цин отличалась от исконно китайской лишь тем, что гарнизоны маньчжурских войск, дислоцированные в стратегически важных пунктах по обе стороны горных проходов, вынуждены были добиваться поддержки китайского населения. К концу 18 в. империя Цин распространила свою власть на северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства были превращены в вассалов. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Во время правления династии Цин упрочились контакты Китая с Западом, и в страну стали проникать западные религия, культура и технические достижения. Еще в поздний период минской эпохи в Китай прибывали многочисленные миссии Римской католической церкви, по большей части иезуиты, организовавшие приходы в провинциях и даже наладившие связи с императорским двором. Иезуиты являлись представителями не только западной церкви, но и западной культуры. С помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь, европейские географы создали карты Китая. Европейские мастера отливали китайские пушки, а европейские архитекторы строили китайские дворцы. Китайские пейзажи рисовали европейские художники. Наконец, уровень сельскохозяйственного производства поднялся на новую высоту при помощи европейских агрономов.

УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ

Последние годы существования династии Цин заслуживают отдельного рассмотрения. Плохое управление внутри страны и неспокойная обстановка в сельских районах, усугубляемые беспрецедентным ростом численности населения, привели к грандиозному восстанию, которое в середине 19 в. приобрело характер революции. Европейские державы сделали попытку силой заставить Китай открыть двери для европейских товаров. Это сочетание давления изнутри и извне принесло много невзгод как китайскому народу, так и его правительству, но одновременно дало импульс формирования движений за социальные и политические реформы.

Восстание и интервенция. В конце 18 в. проявились симптомы упадка династической власти. Коррупция в правительстве достигла невероятного размаха; неспокойная обстановка в обществе находила выход в восстаниях, в частности, поднятом буддистской сектой Байляньцзяо («Белого лотоса») в 1796–1804. Регулярные императорские войска, т.н. «восьмизнаменные войска» и «армия зеленого штандарта», к тому времени полностью разложились, и вся тяжесть защиты династии легла на плечи поспешно сформированных армий типа «сянъюн» («местных храбрецов»), которые во второй половине 19 в. были преобразованы в армию «юнъин» («храбрых батальонов»), опору династии Цин. Начиная с 18 в. Китай страдал и от отсутствия сильного руководства. Императоры Цзяцин (1796–1820), Даогуан (1821–1850) и Сяньфын (1850–1861) вряд ли вообще были способны руководить государством. Вдовствующая маньчжурская императрица Цыси правила Китаем с 1861 по 1908.

Ухудшилось международное положение Китая. Характер деятельности европейцев в Индии, Малайе и на Филиппинах, а также вероломное поведение первых португальских и голландских купцов в прибрежных районах Китая привели к постепенному росту в стране антиевропейских настроений, а некоторые аспекты деятельности и кон

Просмотров: 372 | Добавил: acivando | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0