Воскресенье, 19.05.2024, 17:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Март » 24 » Фортепианный концерт «Желтая река»
17:17
 

Фортепианный концерт «Желтая река»

Концерт для фортепиано с оркестром «Желтая река» считается одним из самых известных в мире сочинений китайской оркестровой музыки. Лишь скрипичный концерт «Бабочки-любовники» может соперничать с «Желтой рекой» по степени популярности у китайских исполнителей.

История написания и сценической жизни и того и другого произведения столь же полны ярких моментов, как и сама история Китая в 20 веке. Впрочем, можно сказать, что история музыки в данном случае является лишь отражением истории страны.

Когда симфонический оркестр Филадельфии под управлением Евгения Орманди и американский пианист Даниэль Эпштейн первыми из западных музыкантов еще в 1973 году, специально к визиту президента США Ричарда Никсона в Китай, записали концерт «Желтая река», то у меломанов немало улыбок вызвала аннотация к диску. В ней сообщалось, что авторами концерта является такое большое количество композиторов, что их фамилии не поместятся на обычной афише.

Более-менее стандартный список авторов фортепианного концерта «Желтая река» включает в себя фамилии восьми композиторов. При этом всегда отмечается, что в музыке явно прослеживаются мелодические элементы из произведений таких композиторов, как Ф.Лист, Ф.Шопен, П.Чайковский и С.Рахманинов. Кроме того, музыкальная мозаика концерта включает в себя элементы произведений традиционной китайской народной музыки и коммунистических революционных песен. А в некоторых частях композиции мы слышим отзвуки международного пролетарского гимна «Интернационал».

В основу фортепианного концерта «Желтая река» легла одноимённая кантата китайского композитора Сянь Синхая (Xian Xinghai), написанная еще в 1939 году во время японско-китайской войны, которую в Китае называют «Войной сопротивления Японии».

В качестве текстов для кантаты были выбраны патриотические сочинения китайского поэта Гуан Вэйжаня (Guang Weiran). Поэт сам участвовал в военных действиях в составе Третьей военно-театральной группы Сопротивления. Во время одной из переправ через реку Хуанхэ его так вдохновили героические фигуры солдат, что он написал пламенные стихи, посвященные борцам за независимость Китая.

Во время первого чтения поэмы в январе 1939 года присутствовал композитор Сянь Синхай. Его настолько воодушевил пламенный патриотизм стихов, что он тут же решил положить их на музыку. Надо сказать, что Сянь Синхай был в свое время одним из первых китайских студентов, поступивших учиться в консерваторию в Париже. Его учителями были такие известные французские композиторы начала 20 века, как Венсан д’Энди и Поль Дюка.

В Китай Сянь Синхай вернулся в 1935 году, когда страна уже была в состоянии войны с Японией за независимость. Патриотические настроения были необычайно близки композитору. Возможно, именно этим объясняется то, что все восемь частей кантаты были написаны им всего за за 6 дней. Так что в апреле 1939 года кантата впервые была исполнена той самой Третьей военно-театральной группой Сопротивления, в состав которой входил поэт Гуан Вэйжань. А через несколько месяцев кантата стала известна и популярна во всем Китае. На премьере кантаты присутствовал Мао Цзэдун (Mao Zedong), бывший в то время постоянным членом Политбюро Коммунистической партии Китая.

За свою недолгую жизнь Сянь Синхай написал немало произведений, в которых он умело соединял музыкальные традиции европейской и китайской культур. Это две симфонии, опера, четыре кантаты для хора и огромное количество песен. Но кантата «Желтая река» осталась главным сочинением его жизни. Для китайцев же эта кантата стала одним из самых значимых произведений, которые выполняют важную миссию объединения нации.

Река Хуанхэ, та самая «Желтая река» – это в каком-то смысле символ самого китайского народа. Музыкально-вокальные волны кантаты выражают весь гнев нации, отстаивающей свою независимость и сражающейся с тиранами. Начинается кантата с эмоциональной «Песни лодочников»:
«Друзья, были ли вы когда-нибудь на Желтой реке?
Приходилось ли вам переходить через Желтую реку?
Помните ли вы тех лодочников, котореы мужественно борются с бушующими волнами?
Если вы забыли об этом – слушайте!»

В начале 20 века и тем более в годы войны европейские музыкальные инструменты были в Китае большой редкостью. В первом исполнении кантаты были лишь скрипки и несколько традиционных китайских инструментов. Всего композитор написал четыре версии кантаты. Последняя из них – наиболее масштабная с точки зрения использования музыкальных инструментов. Именно эту версию исполняют сейчас классические симфонические оркестры.

Концерт для фортепиано с оркестром «Желтая река» написан спустя ровно тридцать лет, в 1969 году, то есть в самый разгар «культурной революции». Цзян Цин (Jiang Qing), жена Мао Цзэдуна и по совместительству министр культуры, активно взялась за руководство творческим процессом создания нужной стране музыки. Для начала была проведена ревизия музыкальных жанров. В результате многие из произведений традиционной музыки были запрещены к исполнению как реакционные, а произведения и жанры западной музыки были запрещены как империалистические. Образовавшуюся пустоту необходимо было заполнить новыми по форме и содержанию идеологически выдержанными и правильными произведениями, которые будут написаны во славу социалистической революции.

Тут-то и вспомнили о революционной патриотической кантате, написанной три десятилетия назад. Цзян Цин решила, что нужно сделать переложение для фортепиано для некоторых произведений Пекинской оперы и для кантаты «Желтая река». К делу был подключен партком Филармонии, создали специальную группу композиторов, и под руководством композитора Инь Чэньцзуна (Yin Chenzong) началась работа. Премьера концерта состоялась 1 января 1970 года.

Партком отобрал пять наиболее проверенных и перспективных пианистов, которые тоже были вовлечены в общее дело. Ирония судьбы в том, что именно благодаря этому весьма специфическому и идеологическому сочинению фортепианная музыка в Китае вообще сумела пережить времена «культурной революции». Все другие фортепианные произведения были запрещены к исполнению.

В четвертую часть концерта вошли отрывки из патриотической песни «Красный Восток» и из «Интернационала». Обе песни считались тогда неофициальными гимнами Китая. Интересно, что собственно сама кантата до того момента была как раз в списке произведений, запрещенных к исполнению.

После смерти Мао в 1976 году ситуация в стране постепенно стала меняться. Новые власти в Китае с подозрением отнеслись к творчеству Инь Чэньцзуна во времена Великого Кормчего. Написанный им фортепианный концерт опять был запрещен, но уже как слишком революционное произведение и как слишком явное напоминание о тяжелых временах.

В 1981 году музыковед Би Сичжоу (Bi Xizhou) писал в одной из своих работ: «Этот концерт не просто музыкальное произведение. Это синоним того страшного времени, когда музыканты были практически раздавлены и уничтожены. Так что для них концерт «Желтая река» несет на себе неизгладимую печать тех лет». Этим объясняется тот факт, что после смерти Мао Цзэдуна на протяжении многих лет концерт не исполнялся и не изучался.

В 1983 году Инь Чэньцзун эмигрировал в США. И совершенно неожиданно для многих через несколько месяцев исполнил свой идеологический фортепианный концерт с симфоническим оркестром Филадельфии. Так Запад опять услышал революционную музыку коммунистического Китая.

Испугала ли слушателей идеологическая направленность фортепианного концерта? Похоже, что нет. Музыка стала своеобразным артефактом эпохи. Отрицать наличие этого артефакта – все равно, что отрицать то, что эта эпоха была. А это по меньшей мере глупо. И не надо вздрагивать от звуков «Интернационала». Это всего лишь музыка. Именно поэтому сейчас фортепианный концерт «Желтая река» входит в репертуар лучших китайских пианистов, от Лан Лана (Lang Lang) до Юньди Ли (Yundi Li).

Просмотров: 7190 | Добавил: acivando | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0