Воскресенье, 19.05.2024, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Февраль » 1 » Китай
01:28
 

Китай

История

Древние китайцы

Древние китайцы

ИСТОРИЯ КИТАЯ — ЭТО ЗАХВАТЫВАЮЩАЯ ЧЕРЕДА СОБЫТИЙ, УХОДЯЩИХ

в глубь веков. При углублении в историю в воображении возникают эпические картины, в которых действуют необузданные деспоты и такие же трезвые оппортунисты, какие правили этой огромной страной до недавнего времени.

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Некоторые историки полагают, что китайская цивилизация возникла в 6000 г. до н. э. В древних легендах говорилось о Паньгу, который создал мир и отделил небо от суши. Три бога создали людей, научили их заниматься животноводством и земледелием, а также рассказали о лечебных свойствах растений. Фуси, первый из них, составил восемь гадательных триграмм из «Ицзин», известной как «Книга перемен» (древняя книга для предсказания будущего). Желтый император почитается как первопредок. Его также считают основателем даосизма . Ему приписывают изобретение первой лодки, улучшение пород скота и начало разведения бамбука в Китае. Китайские мифы воскрешают в памяти великого Юя, который укротил потоп и обуздал великую реку Янцзы, а Шан Ци поставил задачу изобрести речь.

ДИНАСТИИ СЯ И ШАН

Пятисотлетнее правление династии Ся (около 2205— 1766 гг. до н. э.) широко отражено в мифах, несмотря на то, что археологических памятников этой эпохи не найдено, историки настаивают на ее существовании. Ко времени правления династии Шан (около 1766 — 1122гг. до н. э). относится большое количество археологических находок. Благодаря им было установлено, что в бассейне Хуанхэ, от Сианя до Шаньдуна, существовали земле-

дельческие общества, отгороженные с юга рекой Янцзы. Эта область считается колыбелью китайской цивилизации. Власть в обществе принадлежала царю, которому приписывалось божественное происхождение. Она передавалась по наследству от старшего брата к младшему или реже от отца к сыну. Авторитетом цари в большой степени обязаны своим предкам, которым они поклонялись и у которых спрашивали совета при решении государственных дел. Практика гадания (чтобы узнать погоду, урожай, исход войны и т.д.) при помощи надписей на костях для гадания свидетельствует о возникновении письменности. При крупных строительных работах использовались одомашненные слоны,

что указывает на прогрессивный метод строительства. Город Аньян в провинции Хэнань был построен на месте древнего города Инь, последнего города династии Шан. Эта династия дала свое имя знаменитой бронзе, в частности устрашающими таинственным звероподобным фигурам таоте. По-видимому, во время династии Шан процветали промышленность и

торговля; «шан» до сих пор является частью слов, обозначающих бизнес (шанжень) и торговля (шане).

ДИНАСТИЯ ЧЖОУ

Династия Чжоу победила династию Шан. Ее представители мало отличались от своих шанских предшественников и унаследовали много элементов их культуры. Мало сведений сохранилось об истории Западной Чжоу (около 1122 — 771 гг. до н. э.), однако примерно в IX в. до н. э. во время правления Ю Вана царство сильно ослабло под ударами кочевых племен. Наследник Ю Вана перенес столицу из Хао (к юго-западу от современного города Сиань) в Лоян. В этот период, известный как Восточная Чжоу (771—256 гг. до н.э.), бурные потрясения сокрушили государства.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДИНАСТИИ ЦИНЬ

Красота по-китайски

Красота по-китайски

Историки обычно делят Восточную Чжоу на период Весны и Осени (771 —478 гг, до н. э.) и период Борющихся царств (476 — 221 гг. до н.э.). Во время Борющихся царств появилась существующая и поныне философская культура Китая и возникли элементы другой формации. Конфуций (551-469 гг. до н. э.) был продуктом своей эпохи (с. 126— 127), для которой характерны постоянные войны, что вынудило его разработать систему общественного поведения, которая бы внушала силы и воспитывала. Его моделью был «благородный муж» {цзюпьцзы), обладающий высокими морально-этическими качествами и властью, дарованной Небом. Духовный наследник Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н. э.) способствовал утверждению его философии, подчеркивая то его положение, которое касалось Небесного права. Речь шла о возможности отъема права на власть у плохого или безнравственного правителя путем мятежа или лишения власти при поддержке народа.

Великим философом Лаоцзы (около 580 — 500 гг. до н. э.) в трактате «Дао-Дэцзин» («Книге о пути и силе») были сформулированы основные положения даосизма. Его размышления воплотились в причудливых образах философом-сказочником Чуанцзы (около 369 — 286 гг. до н. э.). Появились и другие философские идеи, философ Мо Ди (Моцзы) (около 468 — 376 гг. до н. э.) выдвинул учение о всеобщей любви — цзянь-ай, несмотря на то, что был специалистом в области военной стратегии. Школа легистов, или законников, созданная Хань Фейцзы (около 280 — 233 гг.до н. э.), разработала философское учение, в основе которого лежало требование соблюдения законов и беспрекословного подчинения власти правителя.

ДИНАСТИЯ ЦИНЬ

Государство Цинь объединило несколько китайских государств. В конце концов название Цинь распространилось на все Срединное царство. Первым императором этой династии был Цинь Шихуанди. Он был жестоким правителем. Его короткое драматическое правление продолжалось с 221 до 210 гг. до н. э., года его смерти. Он организовал чистку ученых-конфуцианцев (кэнжу) и массовое сожжение книг (фэншу). Император расширял территорию

Китая, начал строительство Великой Китайской стены. В окрестностях Сианя им было осуществлено строительство подземного мавзолея, окруженного войском терракотовых воинов. При Цинь Шихуанди была проведена обще китайская стандартизация системы мер и весов. Восстание провинций против деспотического правления династии Цинь в период царствования Чао Као привело к истреблению армии Цинь армией Сян Юя, который затем потерпел поражение от Лю Бана, основателя династии Хань.

ДИНАСТИЯ ХАНЬ

При правлении династии Хань государственные структуры, введенные Цинь, сохранились. При четырехсотлетнем правлении этой династии было так много сделано для укрепления и процветания китайской цивилизации, что иероглиф «хань» до сих пор обозначает «китай-

ский», Династия разделилась на Западную Хань (206 г. до н. э. — 9 г.) и ВосточнуюХань (25 — 220). Короткий период правления Синь между ними был при узурпировании власти министром Ван Маном. Перед династией Западная Хань стояли важные задачи: спасти страну от упадка и укрепить государство. Конфуцианство, оправившись, проникло в слой государственных чиновников, что придавало принудительным мерам правления видимость соблюдения нравственных принципов. Во время правления Восточной Хань произошло восстание «желтых повязок». В последующем за этим хаосе настия Хань пала. Наиболее известным литературным памятником этой эпохи служат «Исторические записки» китайского историка Сыма Цяня, (около 145-85 гг. до н. э.).

Просмотров: 580 | Добавил: acivando | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0